Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.   Д.Г.Левитас

МОУ "СОШ им.Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"

Оценка услуг
Меню сайта
Форма входа
Присоединяйтесь!
Дискуссионный клуб Минобрнауки России Методсовет конкурс сайтов Учебные презентации скачать бесплатно
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Поиск

Предупреждение школьной дезадаптации у учащихся начальной ступени обучения

Педагоги рассматривают понятие «готовность к школьному обучению», как  «мотивационную готовность» - внутреннее стремление к приобретению знаний.

В школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения.

Отнюдь не случайно человеческое дитя имеет такой длинный период детства. Период становления ребёнка рассчитан на годы, и каждый из этих лет нужно «подробно прожить», использовать в соответствии с природной программой.

Не случайно учёными установлен возраст поступления в школу 6,5 – 7 лет. Именно в этом возрасте мозг созрел, готов к получению, осмыслению знаний.  

Бывает так, что в школу приходят «не доигравшие» дети. Родители считают их готовыми к обучению, но это не всегда оправданно.

  Учёными за последние десятилетия вскрыты достаточно большие способности  детей  дошкольного возраста. Дети индиго. В результате этого наблюдается стремление к более «углублённому» образованию детей дошкольного возраста, нагружая ребёнка во многом не нужным ему багажом, преждевременные знания, добытые невероятным трудом, становятся не так уж и нужны.(пример)

 Поступление ребёнка в школу всё чаше называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи. Для большей части детей начало обучения в школе становится стрессовой ситуацией, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новые требования   к психической деятельности:  длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

1.     В 1 классе ребёнок осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны,  усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения.                            В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от "догоняющей" к "опережающей" модели развития российского образования.  Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться.

2.     Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – ориентировочный, организм тратит все, что есть, а иногда и "долг берет” Эта "физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные  варианты реакций на эти воздействия.  На втором этапе эта буря начинает затихать.5-6 недель

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда  организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой.  5-9 недель

3. Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации

         - Правильные методы воспитания в семье      

         - Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье

         - Отсутствие конфликтной ситуации в семье  

           - Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса        

             -  Готовность к обучению в школе     

         - Адекватное осознание своего положения в группе сверстников      

4. Не у всех детей этот  период  происходит безболезненно. Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.. В первое время поведение и самочувствие детей большей частью меняется в худшую сторону. Это замечают и учителя, и родители. Некоторые малыши становятся беспокойными,  вялыми, сонливыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются, что "болит головка, плохо едят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребенка.

5. Дезадаптация в 1 классе  - это не школьное явление. Как правило, это дошкольная дезадаптация и дезадаптация родителей.

При поступлении в школу в силу различных причин родители сознательно или неосознанно искажают информацию, передаваемую как медицинскому учреждению (в лице врача), так и школе . Родители называют лишь самые безобидные проявления нарушений состояния здоровья ребенка.  Это мешает реабилитации детей, не смотря на усилия педагогов, психолога и т.д.

Факторы, обуславливающие низкий  уровень адаптации

 -неправильные методы воспитания в семье;

-  функциональная неготовность к обучению в школе;

- неадекватное осознание своего положения в группе сверстников - конфликтная ситуация из-за алкоголизма;

- отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс;  конфликтная ситуация в семье;

6. А)  Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении.  

Одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности, низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Б)  В последнее время появляется все больше детей, которые уже в 1 классе  не справляются с программой обучения.  В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа.

В)  Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем, одноклассникам.  В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

7. Последствия дезадаптации. 

Дети смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличению риска возникновения психических расстройств ( неврозы –невроз страха, неврастения – заранее считает, что не справится с трудностями, истерия – до определённого момента потакали требованиям ребёнка, а затем по каким – то причинам ввели ограничения, последствие неврозов – тик, заикание, энурез, страхи и т.д.)

8.Родителей должно насторожить, если ребёнок..…

- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

- часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;

- часто плачет без очевидной причины;

- практически никогда не упоминает никого из одноклассников;

- очень мало говорит о школьной жизни;

- ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Родителей должно насторожить, если в то время, когда ребёнок в школе возникают эмоции..…

- беспокойства

- страха за ребёнка

- волнение

9. Готовность к школе понятие, которое в последнее время претерпело сильное изменение.

Перед психологом, проводящим диагностику, стоит не только задача выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но главное проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления  этого затруднения, чтобы приподнять данного ребёнка на более высокий уровень.

Важно учитывать, что полученные данные в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребёнок мог растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен. В индивидуальной беседе результаты уточняются, задавая  ряд дополнительных вопросов.

При нежёсткой процедуре обследования постепенно складывается достаточно живой индивидуальный образ ребёнка.

Задача родителей совместно с классными руководителями, психологом  помочь как можно быстрее адаптировать ребёнка к школе. Поддерживать внутреннюю мотивацию ребёнка к обучению, развивать личностные качества личности.

Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 571
Полезные сайты
  • Официальный информационный портал ЕГЭ
  • Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Издательский дом Первое Сентября
  • Управление образования Духовницкого муниципального района
  • Реализация Федерального закона «Об образовании в РФ»
  • Об образовании
  • "ГРАМОТА.РУ"
  • Министерство образования и науки РФ
  • Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Портал государственных услуг
  • Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы Интернет-портал правовой информации
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2019
    Сделать бесплатный сайт с uCoz